ПРОГРАММЫ КУРСОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 Травкина Ольга Владимировна, учитель английского языка,

МОУ Львовская СОШ №4 Подольского района Московской области

Прежде, чем говорить о программах дополнительного образования, мне бы хотелось несколько слов о выборе УМК по иностранному языку в этом году. Если по немецкому и французскому языкам наблюдается единообразие, и альтернатив практически нет, то в английском языке имеется достаточно широкий выбор программ, чем и воспользовались учителя Подольского района. Все учебники имеются в перечне допущенных или рекомендованных министерством, а потому криминала в этом нет. Стандарты нового поколения предусматривают наличие альтернативы, как для ребенка, так и для учителя. Более того, в некоторых школах обучение в младшем, среднем или старшем звене ведется по различным линиям учебников. Объясняется это тем, что некоторые линии еще не завершены. Либо учитель находится в поиске, поскольку большинство линий новые, и имеют как свои положительные, так и отрицательные моменты. Районные тестирования школьников по английскому языку, в частности в формате ГИА и ЕГЭ, не выявили связи лучших результатов с каким- либо определенным УМК. По- прежнему многое зависит от мастерства учителя, потенциале и степени мотивации группы, использования дополнительных ресурсов.

            Программы курсов дополнительного образования требуются, чтобы устранить минусы имеющихся УМК. К функциям дополнительного образования можно отнести:

•дополнение содержания профильного курса,

•развитие содержание одного из базисных курсов, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне,

•курс, выходящий за рамки выбранного учеником профиля.

Курсы  дополнительного образования по иностранному языку могут быть использованы для:

•для интенсивного развития речевой, языковой и социокультурной компетенций.

•для предпрофильной подготовки,

•а также для углубленного изучения предмета с целью лучше подготовиться к сдаче экзамена.

Целью курсов дополнительного образования могут быть:

•развитие мотивации личности к познанию и творчеству как основы развития образовательных запросов и потребностей детей;

•развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей ребенка, детской одаренности;

•коррекция психофизического и умственного развития детей;

•профилактика асоциального поведения детей и подростков.

Реализация этих целей и задач направлена на  приобретение речевой, языковой или социо  – культурной компетенций. Речевая компетенция является основной при изучении иностранного языка, т.к. главная наша цель – научить ребенка общению. Именно проверку наличия данной компетенции у выпускника и решают различные задания ЕГЭ. До того, как по иностранному языку ЕГЭ стал реальностью, многие учителя считали, что самым сложным в нем будет аудирование. С целью научить слушать, выбирать нужную информацию, игнорировать лишнюю, не бояться избыточности новой или незнакомой лексики в нашей школе в различные годы проводились факультативные занятия по аудированию. Они были разработаны на базе следующих учебников:

•Болдман А. «Живой английский», Москва, ГЛОССА,1997

•Веер Д. «Intermediate English Course», Лондон, ЛОНГМАН, 1999

•Панова И.И., Карневская Е.Б., Мисуно Е.А. «Тесты по грамматике, аудированию и чтению», Минск, «Аверсев», 2001.

 При изучении этих курсов одновременно решалась задача приобретения навыков устной речи, т.к. эти два вида речевой деятельности неразделимы.

Чаще всего факультативные курсы направлены на развитие языковой компетенции у учащихся. Это курсы по углублению или систематизации грамматических знаний, которые многие учащиеся усваивают с трудом. Проводились также курсы по определенным грамматическим темам, которые, по – нашему мнению, даются в школьной программе не глубоко, однако, могут быть полезны в определенных ситуациях. В качестве примера можно привести факультативные курсы или индивидуальные занятия по темам «Неличные формы глагола», «Модальные глаголы», «Особые трудности английского языка » (фразовые глаголы и идиомы). Каждый раз при планировании курса в старшем звене приходится изучать вопрос, что нового может встретиться учащимся при поступлении в ВУЗы, особенно, если занятия нацелены на тех, кто в дальнейшем собирается изучать иностранный язык. Основными пособиями, на которых базировались эти курсы, являются, конечно же,

1.Мерфи Р. “English Grammar in Use”, Cambridge University Press, различные годы издания (средний уровень),

2.Редман Стьюарт “English Vocabulary in Use”, Cambridge University Press, различные годы издания (средний уровень),

3.Свон М. “How English Works”, Оксфорд

и ряд учебников наших авторов, таких как Голицынский Ю., Павлоцкий В., Дроздова Т. и т.д. Сейчас самыми актуальными являются пособия по подготовке к ЕГЭ издательства МАКМИЛЛАН.

Социокультурная компетенция приобретается, в первую очередь, на различных курсах страноведения. Это, пожалуй, одно из наиболее благодатных и любимых детьми направлений. При построении этих курсов за основу мы выбирали пособие Ю.Голицинского «Великобритания». Однако сейчас существует множество книг, фильмов и другого материала, который можно использовать на занятиях по страноведению. Учащиеся с большим удовольствием создают презентации и сайты по истории, достопримечательностям, королевской семье, которые в дальнейшем можно использовать как демонстрационный материал.

Польза  от факультативных, индивидуальных и кружковых занятий несомненна. Достаточно сравнить результаты ЕГЭ по английскому языку выпускников 2009 и 2010 года нашей школы. Выпускники 2009 года, это класс, в котором я была классным руководителем, имели дополнительные занятия, чего были лишены выпускники 2010 года, более того, группа английского языка выпуска 2010 года насчитывала более 20 человек. В результате средний балл ЕГЭ в 2009 году – 83, в 2010 году -35,5. Максимальный балл в 2009 году – 89, в 2010 году – 58.

В условиях оптимизации школы еще больше возрастает роль проектной работы, которая может являться как частью плановой учебной работы, так и дополнительной работой с одаренными или просто желающими детьми. Проектная работа также очень выгодна учителю, поскольку созданные работы в дальнейшем можно использовать на уроках. На многих презентациях, которые мы создаем на фестивали или конкурсы, ставим дополнительный гриф «В помощь учителю». Если раньше мы создавали презентации и сайты просто для себя, сейчас мы их выкладываем в интернет, дети получают сертификаты и имеют уже печатные работы. Подобная работа активно ведется также в Остафьевской, Куриловской и Сынковской школах Подольского района.

В пункте 6 требований и рекомендаций к программе дополнительного образования сказано: «Программы дополнительного образования, реализуемые в свободное от основной учебной нагрузки время, должны исключать общее повышение учебной нагрузки* и утомляемости детей». Проекты, которые не обязательны и выполняются детьми по желанию, мы выполняем большей частью летом. Весной ребенок определяется с темой, получает от меня ориентировки и некоторые материалы, в мае – июне, когда у ребенка закончены экзамены и имеется свободное время, встречаемся для обсуждения стратегий и построения работы. Летом ребенок работает самостоятельно, имея мой телефон на случай возникновения вопросов. В сентябре  - грубая проверка работы, где, в основном, обсуждаются вопросы построения, даются советы, что можно добавить или что следует убрать. В октябре – ноябре (по мере готовности) встречаемся для доскональной проверки и оформления в соответствии с требованиями.

            Практически не занимает времени учителя участие детей в интернет – олимпиадах игровых конкурсах. Однако не все школы откликаются на такие призывы. В интернет – олимпиаде пятиклассников издательства Макмиллан 2010 года приняли участие только 8 из 22 школ Подольского района. У меня из 12 участников, 10 учатся в классе, который считается слабым, и качество знаний в котором по результатам полугодия составило 25%. Однако они с большим интересом отнеслись к данной олимпиаде и тренировочный тур проходили по несколько раз.

            Однако растет число участников в международном игровом конкурсе «Британский Бульдог». В этом году их количество по району составило 923 человека.

            В программах второго поколения  также делается акцент на формирование гражданской позиции и социализации ребенка. С этой точки зрения возможны и актуальны дополнительные занятия по работе с газетным текстом. У меня был опыт работы в данном направлении. Это достаточно сложный вид работы для неспециализированных школ. Я брала его для профильных классов. Наряду с текстами о частных школах в Британии, был выбран материал о войне в Ираке, экологической ситуации на Сахалине, выборах на Алтае, продвижению НАТО на восток и т.д.

            Конечно же, главным направлением дополнительного образования остается подготовка к ЕГЭ, как бы оно не называлось. По моим наблюдениям, ученик, даже очень хорошо понявший текст при чтении или аудировании, может неправильно расставить соответствия, если ему не разъяснить, что от него требуется и, если у него мало опыта подобной работы. Много вопросов возникает при выполнении грамматических заданий, особенно на словопостроение. До автоматизма следует довести выполнение письменных заданий С1 и С2. Из – за временных ограничений письмо личного характера имеет смысл выполнять сразу в чистовике.

            Таким образом, программы курсов дополнительного образования могут быть разнообразны и должны способствовать ликвидации тех пробелов и недочетов, которые возникают при изучении основного курса.

Используемая литература.

•Голубовская Е.В. Формирование ключевых компетенций учащихся на основе современных образовательных технологий, журнал «Муниципальное образование: инновации и эксперимент», №5, 2010 // сайт «Инновации и эксперимент в образовании» http://www.in-exp.ru/mo-5-2010.html (обращение 14.11.2010)

•Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации. Управление воспитания и дополнительного образования детей и молодежи «Требования и  методические рекомендации к образовательным  программам  дополнительного образования детей» // сайт «Лаборатория воспитания и дополнительного образования»  http://omczo.org/publ/168-1-0-366 (дата обращения 14.11.2010).

•Проекты ФГОС общего образования//Cайт Министерства образования и науки Российской Федерации, http://mon.gov.ru/pro/fgos/oob2/ (дата обращения: 29.04.2012).

•Сайт Федерального Государственного образовательного стандарта http://standart.edu.ru/