ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ И ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ У ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ

Травкина Ольга Владимировна, учитель английского языка,

МОУ Львовская СОШ №4 Подольского района Московской области

 

Социальный заказ на развитие одаренных личностей обусловлен происходящими в нашей стране переменами, тенденциями социального и экономического развития общества. Новый Государственный Образовательный Стандарт ставит перед школами  задачу формирования творческой и активной молодежи, уделяя все большее внимание одаренным детям.

Однако выделить одаренного ребенка не всегда просто. Сначала меня удивляло, что олимпиады и конкурсы может выиграть (или  систематически выигрывает) ребенок, который выполняет  контрольные работы по предмету далеко не  на «отлично», возможно, даже, на «удовлетворительно». Дальнейшая работа с таким ребенком раскрывает его таланты и потенциальные возможности. Причина неудач на начальном этапе может объясняться различными «стартовыми условиями». Ученик, с которым больше занимаются в семье, который уже обладает определенными знаниями, может показаться более талантливым.

Что же такое «одаренный ребенок»? «Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» [1].   Психологи выделяют следующие категории одаренных детей:

  1. Дети с необыкновенно высокими интеллектуальными  способностями. Для них характерен быстрый темп обучения. Некоторые (интеллектуальные вундеркинды) стремительно развиваются в умственном отношении и далеко опережают своих сверстников. Таких не заметить невозможно. К сожалению, они составляют небольшой процент из общего числа учащихся.
  2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями. Они чаще всего характеризуются обычным общим уровнем развития интеллекта и особой склонностью к какой-либо области науки или техники. Позже они обнаруживают себя там, где нужен определенный жизненный опыт. Дети этой группы обладают особыми способностями к обучению.
  3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
  4.  Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
  5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью,  оригинальностью мышления и психического склада.

Таким образом, одаренность может проявляться не только в сообразительности, но также в умении обучаться, в своеобразии и нестандартности мышления, в яркой индивидуальности. Обилие категорий одаренности и, иногда, более позднее проявление их признаков, вызванное либо психическими особенностями ребенка, либо его отношением к предмету или учителю, затрудняет нашу задачу выявления «особенного» ученика.

Признаки одаренности могут быть замечены только при наблюдении за ребенком, а значит, при непосредственной работе с ним. При этом наряду с инструментальным аспектом признаков одаренности, существует мотивационный аспект, т.е. отношение ребенка к той или иной стороне деятельности. Именно на этот аспект учитель может влиять  особенно сильно.

На различных этапах развития ребенка существуют различные способы и методы работы для повышения интереса к предмету и мотивации к его изучению.

В младшей школе на первое место выходят игровые технологии. Игра – это то, что может повысить активность учащихся на уроке до 100%. При этом малыши воспринимают игру во всех ее проявлениях. Иногда достаточно перефразировать задание какого – либо упражнения и заявить, что сейчас будем играть, чтобы в работу включились все. Еще больший интерес у современных детей вызывают интерактивные программы, такие, как, например, к учебникам Биболетовой М.З. «Enjoy English» (издательство «Титул», г. Калуга). Я применяю их непосредственно на уроках, сочетая с физкульт – паузой, поскольку каждый ребенок по очереди бежит к компьютеру, чтобы нажать или набрать нужное. Так как работа выполняется коллективно, это вызывает бурные эмоции, и все внимание уделяется проделываемому упражнению.

Способствует повышению интереса проведение викторин, праздников и конкурсов на английском языке.  Начиная с 4 класса, ученики нашей школы принимают участие в международном игровом конкурсе «Британский бульдог». Интерес к нему постоянно растет. Если в первом игровом конкурсе участвовали 67 человек, то в этом году число участников составило 146. Данные по участию в этом конкурсе Подольского муниципального района приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Участие в международном игровом конкурсе «Британский бульдог» учащихся   Подольского муниципального района.

 

Учебный год

2009-2010

2010-2011

2011-2012

Количество участников

682

876

921

школ – участников

17

18

19

 Помимо данного игрового конкурса дети принимают участие в не менее интересных конкурсах «Эрудит», «Олимпус» и различных интернет олимпиадах.

Именно участие в подобных конкурсах позволило мне обратить внимание на некоторых детей, которые, по моему мнению, обладали средними способностями, но раскрыли в себе определенные таланты.

Проектная работа в младшей школе ограничивается небольшими творческими заданиями, чаще всего, предусмотренными авторами выбранных УМК.

В средней школе начинается творческая и проектная работа. Мне кажется, что именно здесь наибольшим образом раскрывается индивидуальность ребенка. Я позволяю выбирать темы по желанию и наклонностям. Диапазон выбранных тем получается очень широк и непредсказуем. Начиная от простеньких презентаций, дети переходят уже к серьезным проектным работам. Успешность является одним из мотивов этой деятельности. Если сказать ребенку, да еще и при всем классе, что его работа опубликована или размещена в интернете, видно, как загораются его глаза.

Проектная  деятельность продолжается и в старшей школе. У нас в районе ежегодно проводятся конкурсы презентаций, фестивали или конференции на иностранных языках старшеклассников, которые также являются мощным инструментом работы с одаренными детьми. И здесь снова проявляется своеобразие и индивидуальность каждого. В таких мероприятиях имеются большие возможности для проявления и развития одаренных детей креативного типа.

В старшей школе олимпиады любого уровня становятся особенно значимы. Они позволяют не только выявить сильнейших, но и дать дополнительную мотивацию для совершенствования знаний.

Таким образом, существует множество форм и методов работы для развития одаренной личности. Необходимо, чтобы при этом соблюдались принципы индивидуализации, свободы выбора, разнообразия предоставляемых возможностей, совместной работы учащихся  - то, что позволяет поднять интерес и мотивацию к выполняемой работе.

Список литературы.

  1. Богоявленская Д.Б. (ответственный редактор), Шадриков В.Д. (научный редактор), Бабаева Ю.Д., Брушлинский А.В., Дружинин В.Н., Ильясов И.И., Калиш И.В., Лейтес Н.С., Матюшкин A.M., Мелик-Пашаев А.А., Панов В.И., Ушаков В.Д., Холодная М.А., Шумакова Н.Б., Юркевич B.C. «Рабочая концепция одаренности», сайт «Педагогическое сопровождение одаренного ребенка в Европе», http://www.eaicy-dar.ru/nordoc/doc20.html , обращение 26.05.2012.
  2. «Категории одаренных детей», «Блог социального педагога, психолога» http://www.mybloginfo.ru/view_post.php?id=112 , обращение 24.05.2012
  3. Курсовая работа «Психологическое консультирование одаренных детей», http://pda.coolreferat.com/
  4. ФГОС: Основное общее образование Пояснительная записка, сайт «Федеральный государственный образовательный стандарт»http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2587 , обращение 24.05.2012
  5.  «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Проект (доработка 15 февраля 2011 года)», сайт «Российская газета. RG.ru» http://www.rg.ru/2011/02/17/shkola-standart-site-dok.html , обращение 24.05.2012